Арктическую зону России поможет освоить "Бора"

Сухопутный ледокол – не единственная разработка конструкторского бюро "Меркатор Холдинга", которая потеснит в РФ импортные аналоги.

Компания «Меркатор Холдинг» создает самоходную фрезерно-роторную снегоуборочную машину «Бора» для работы за полярным кругом при морозах минус 50 градусов. Такого рода проект реализуется в постсоветское время впервые. Формирование инфраструктуры в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» не может обходиться без техники, способной функционировать в суровом климате и непростом ландшафте. «Бора» среди прочего учитывает потребности Минобороны и МЧС.

Сухопутный ледокол – не единственная разработка конструкторского бюро "Меркатор Холдинга", которая потеснит в РФ импортные аналоги.

http://www.ng.ru/economics/2018-06-20/4_7248_merkator.html

 Компания «Меркатор Холдинг» создает самоходную фрезерно-роторную снегоуборочную машину «Бора» для работы за полярным кругом при морозах минус 50 градусов. Такого рода проект реализуется в постсоветское время впервые. Формирование инфраструктуры в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» не может обходиться без техники, способной функционировать в суровом климате и непростом ландшафте. «Бора» среди прочего учитывает потребности Минобороны и МЧС.

Машина, получившая название от северного ветра борей, расчищает дороги или прокладывает путь в глубоких сугробах, по которому затем двигается другая техника – это своего рода «сухопутный ледокол». Ее производительность превышает иностранные аналоги на 20% при использовании такого же по мощности двигателя.

Основная деятельность «Меркатор Холдинга» – конструирование, производство, сервисное обслуживание дорожной и коммунальной спецтехники. В последние годы компания твердо удерживает лидерские позиции на рынке и расширяет географию поставок. Техника для уборки дорог и прочих потребностей ЖКХ используется в 73 регионах. При этом возможности предприятия гораздо шире: «Бора» – лишь один из перспективных проектов. Осуществлять собственные разработки позволяет конструкторское бюро (КБ) на заводе «Меркатор Калуга», начавшем работу в 2014 году.

Завод «Меркатор Калуга» стал результатом партнерства с мировым лидером в производстве коммунальной техники – концерном Bucher (Швейцария). Завод изначально получил современное оборудование, благодаря чему была успешно реализована локализация иностранных моделей. Сейчас он является самым технологически оснащенным в отечественном сегменте.

Однако создание КБ было не менее сложным делом, чем налаживание нового производства. «Ныне конструкторские бюро – это проблема для абсолютно всех смежных заводов, что выясняется при общении с российскими партнерами, – говорит председатель совета директоров ООО «Меркатор Холдинг» Станислав Николаев. – После распада СССР специальности, связанные с инжинирингом чего-либо, пришли в упадок. Студенты выбирали профессии юристов и экономистов; вопрос дефицита кадров до сих пор не решен. Найти готовых специалистов нужного профиля просто невозможно. На аналогичных предприятиях работают инженеры в возрасте 50–70 лет; конечно, у них хорошая советская школа, но по достижении определенного рубежа человек, естественно, теряет способность к освоению нового».

«Меркатор» отбирает молодых инженеров, которых учит с нуля, – продолжает Николаев. – Разумеется, им нужно несколько лет, чтобы войти в процесс. Ради поддержания юношеского рвения компания вкладывает средства в расширение их кругозора. Они свободно общаются с множеством коллег из разных стран в рамках реализации совместных проектов. Обязательно посещают все тематические выставки в Европе, где можно оценить новинки и понять тенденции, куда движется машиностроение. Не многие заводы могут похвастаться молодым конструкторским бюро в возрасте от 23 до 35 лет».

Первоначальный состав набирался для инженерного сопровождения производства и оптимизации выпускаемой продукции. Спустя несколько лет коллектив преодолел «критическую массу», из него была выделена группа для разработки принципиально новых решений. Специалистов с творческим потенциалом не должна поглощать повседневная рутина, в этом случае они могут утратить свою способность. Сейчас два отдела работают параллельно, у них разные задачи и нет пересечений.

Несмотря на молодость сотрудников, у КБ все-таки есть продолжительная история. В конце 1990-х годов, когда «Меркатор Холдинг» являлся совладельцем Смоленского завода дорожных машин, по такому же принципу был сформирован инженерный отдел торговой компании. В ее штат перешли десяток наиболее толковых специалистов предприятия: для бизнеса того времени неординарное решение. Инженеры избавились от груза текущей работы и получили возможность творить, основываясь на потенциале завода. Впоследствии они придумали много интересных разработок.

В начале 2000-х «Меркатор Холдинг» стал партнером швейцарского концерна Bucher, и смоляне первыми адаптировали импортное оборудование к отечественным шасси. Тогда вся уборочная техника делилась на два вида: советские модели старой конструкции и технологичные европейские на базе иностранных грузовиков. Между ними была пропасть по функционалу, качеству и цене. Благодаря использованию шасси «КамАЗа» стоимость новых машин снизилась на 20–30%. Это дало возможность начать поставки оборудования, какого ранее не было, чтобы коммунальшики оценили его эффективность. Первые «КамАЗы» отправились в Тюмень и, кстати, работают до сих пор. С того момента отрасль стала узнавать о машинах, позволяющих обслуживать дороги на другом уровне качества, и достигать экономии.

У старой группы инженеров под руководством Сергея Анисимова целый год училась молодежь из Калуги. Так осуществилась преемственность поколений. За короткий даже по европейским меркам для машиностроения срок – три года с пуска первой очереди нового завода – налажено изготовление всего модельного ряда техники, потребляемой на рынке РФ. А также воспитаны инженеры, которые могут и хотят создавать нечто новое.

«Меркатор Холдинг» – одна из немногих отечественных компаний, которая продвинулась до уровня совместного инжиниринга продукции с иностранными партнерами. Адаптация зарубежной техники к местным условиям – уже пройденный этап. Теперь на базе опыта обеих сторон с чистого листа разрабатываются машины, не имеющие аналогов. Они проектируются под российские требования и с расчетом на технологию производства в Калуге.

Продукция «Меркатор Калуга» одной из первых на рынке стала полностью соответствовать требованиям правительства о локализации. Техника отвечает всем условиям госзакупок, что важно для заказчиков из числа муниципальных предприятий.

О широких возможностях калужского предприятия свидетельствует тот факт, что заказчики обращаются даже с неожиданными запросами. Клиентом «Меркатора» стала компания, которая долго не могла найти завод, способный установить на шасси и сертифицировать оборудование для добычи полезных ископаемых. Теперь с конвейера сходит машина для взрывных работ. В своих резервуарах она доставляет на место химические компоненты, в карьере их смешивает, образует взрывчатку и совершает подрыв породы. Это редкая для России техника.

«Ныне государство поддерживает стремление производителей создавать новую высокотехнологичную продукцию, – рассуждает Станислав Николаев. – За последние годы существенно изменился подход Министерства промышленности и торговли в этом деле. Оно стало весьма заинтересовано в поиске инноваций. Ведомство учредило много программ для различных отраслей машиностроения. Участие в них позволяет предприятиям компенсировать часть расходов, потраченных на разработку новой техники. А это, в свою очередь, ускоряет налаживание серийного производства ноу-хау.

Так, «Меркатор» получил субсидию на выпуск пилотной партии распределителя реагентов. Эта машина была разработана совместно со швейцарским партнером специально для РФ. Модель бюджетной серии призвана стать основной техникой для обслуживания всех городов и дорог страны. Использование в проекте государственных средств позволило сделать машину более доступной. Таким образом, она быстрее поступит коммунальщикам для тестирования».

Кроме того, компания выиграла грант Минпромторга на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для создания небольшого снегоуборочного комплекса. Калужские инженеры проектируют целую серию навесных фрезерно-роторных установок с независимыми двигателями. Такого рода машины весьма востребованы. Пока эта ниша занята иностранной техникой, но отечественные разработки обещают ее потеснить. И помощь государства в этом деле пришлась очень кстати.

Частным случаем решения насущных проблем потребителей стал выпуск машин, работающих одновременно на газовом и дизельном топливе. Есть госзаказ по переводу общественного транспорта и коммунальной техники на газ как более экологическое и экономичное горючее. Но у коммунальщиков возникли временные трудности в связи с нехваткой газовых заправок. Ради клиентов «Меркатор Холдинг» наладил производство машин на обоих видах топлива. Газ частично замещает солярку, при этом по сравнению с чисто дизельными двигателями экономия горючего достигает 30% в денежном выражении. Для пользователей двойная выгода: экономия на стадии закупки, поскольку приобретение такой техники субсидируется государством, и существенное сокращение расходов на ГСМ. Как только разовьется сеть газовых заправок, компания сразу предложит линейку машин на полностью газовом шасси.

У «Меркатор Холдинга» имеется готовый ответ на последний майский указ главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», где ставятся задачи ускорить технологическое развитие страны, увеличить количество организаций, осуществляющих технологические инновации, обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Конструкторское бюро совместно с IT-направлением компании создало интеллектуальную систему «Умная техника» для управления парками специальной техники. Она оптимизирует эксплуатацию машин и деятельность диспетчерской, экономит горюче-смазочные и расходные материалы, контролирует исполнение и качество работ, делает отчетность прозрачной.

Система состоит из трех элементов. На машинах смонтированы датчики контроля оборудования. Их показатели отображаются на планшете водителя, который также обеспечивает связь с диспетчером. Программное обеспечение обрабатывает массивы входящих данных, анализирует поставленные задачи и их выполнение. Умной системой оснащаются все комбинированные дорожные автомобили, сходящие с конвейера калужского завода. Уже сейчас некоторые элементы разработки могут применяться на беспилотном транспорте.

В ближайшее время компания планирует запустить тестовые проекты по внедрению ноу-хау во всех регионах.               

Сми о нас Новости холдинга Цифровые решения

Другие новости

Все новости
24-25 ноября в Астане состоялась международная выставка «Казавтодор-Kaztraffic 2022»
02.12.2022
24-25 ноября в Астане состоялась международная выставка «Казавтодор-Kaztraffic 2022»
Президент «Меркатор Холдинга» Александр Белогорцев принял участие в Международном форуме «АТОМЭКПО-2022»
30.11.2022
Президент «Меркатор Холдинга» Александр Белогорцев принял участие в Международном форуме «АТОМЭКПО-2022»
Водитель, будь здоров! «Меркатор Холдинг» в программе Первого канала
21.11.2022
Водитель, будь здоров! «Меркатор Холдинг» в программе Первого канала
12-14 октября в Казани прошла Международная специализированная выставка «Дорога 2022»
19.10.2022
12-14 октября в Казани прошла Международная специализированная выставка «Дорога 2022»
Коллектив «Меркатор Холдинг» поздравляет вас с Днем работников дорожного хозяйства!
14.10.2022
Коллектив «Меркатор Холдинг» поздравляет вас с Днем работников дорожного хозяйства!
Очередная партия новой уборочной техники пришла в Петербург
06.10.2022
Очередная партия новой уборочной техники пришла в Петербург
 Стратегическая встреча профессионалов дорожно-коммунальной отрасли «Дороги&Решения» прошла 22-23 сентября
30.09.2022
Стратегическая встреча профессионалов дорожно-коммунальной отрасли «Дороги&Решения» прошла 22-23 сентября
14-15 сентября состоялась Юбилейная Х стратегическая встреча профессионалов «Дороги&Решения»
19.09.2022
14-15 сентября состоялась Юбилейная Х стратегическая встреча профессионалов «Дороги&Решения»
18-19 августа в Калуге состоялся всероссийский форум «Цифровая эволюция»
24.08.2022
18-19 августа в Калуге состоялся всероссийский форум «Цифровая эволюция»
Автопарк предприятий Казани, отвечающих за уборку городских дорог, пополнился 53 новыми КДМ
06.08.2022
Автопарк предприятий Казани, отвечающих за уборку городских дорог, пополнился 53 новыми КДМ