Отечественные ИТ-разработки получают разноплановую поддержку государства. Так, программное обеспечение для контроля жизненного цикла техники, уже внедренное на заводе «Меркатор. Калуга», прошел путь от проекта до уже готового продукта благодаря гранту Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ входит в группу ВЭБ.РФ).
Автоматизированная информационная система мониторинга и интеллектуального управления жизненным циклом транспортных средств от разработчиков компании «Меркатор Холдинг» позволяет эффективно планировать развитие производства, увеличивать выход готовой продукции и повышать качество выбора комплектующих.
ПО замещает такие ушедшие с российского рынка зарубежные продукты, как Javelin Technologies Inc., Oracle Corp.
Проект реализован с использованием средств гранта РФРИТ в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Общая стоимость проекта составила 298,5 млн рублей, сумма гранта – 149,2 млн рублей.
Благодаря гранту РФРИТ мы успешно внедрили систему мониторинга и интеллектуального управления жизненным циклом транспортных средств на заводе-производителе «Меркатор Калуга». Программное обеспечение позволит эффективнее оценивать надежность работы узлов и агрегатов, планировать сервисное обслуживание, увеличить выход готовой качественной продукции, повысить качество выбора комплектующих. Эффект от внедрения с точки зрения увеличения производства, мы оцениваем в 10-15 процентов.
В основу ПО заложены алгоритмы оценки параметров работы объектов мониторинга методами объективного контроля, сопоставленными с цифровой моделью выполнения задач и регламентов (цифровые двойники задач).
«Цифровые двойники создаются для ключевых объектов мониторинга, как для техники, включая бортовое навесное оборудование, так и для объектов дорожного хозяйства, включающим цифровой регламент. Каждый метр оцифрованной территории «понимает» что, когда и в каком порядке должно быть сделано. Эта концепция лежит в основе многих решений нашей компании: таких как «Монитора города», Цифровой завод», – рассказал директор по инновациям «Меркатор Холдинг» Павел Теплов.
ИТ-решения необходимы для контроля процесса на этапе эксплуатации. Действия реальной машины сравниваются с поставленными задачами, при этом происходит накопление массива данных, в том числе статистика эксплуатации. На их основе производится расчет износа агрегатов, либо графика сервисного обслуживания.
С помощью цифрового двойника можно сверить работу машины (или отдельных ее частей) с работой цифровой модели. Любое отклонение фиксируется системой. Если машина нарушает регламентную скорость, или не включила требуемый механизм, нарушив регламент на участке дороги – система это отметит, передаст данные оператору, зафиксирует и отразит недовыполнение в отчетах и документах. Это позволяет оперативно устранить проблему и скорректировать показатели исполнения.
Также ПО помогает определять сроки техобслуживания и профилактического ремонта транспортных средств, опираясь на статистику по износу деталей. Отдельный блок планирует сервисное обслуживание, который позволяет правильно распределить количество машин в определенные сезоны.
«В каждой машине – десятки тысяч элементов. При постоянном мониторинге специалист не способен обрабатывать такие большие объемы данных. Только благодаря обработке big data с использованием искусственного интеллекта мы можем прогнозировать те или иные возможные аномальные состояния техники, выявлять узкие места в производстве, оптимизировать бизнес-процессы предприятия», – подчеркнул руководитель проекта Александр Жмурко.
Он добавил, что контроль жизненного цикла является основой для перехода от классического подхода продажи техники к контрактам жизненного цикла: «Существует проблема определения стоимости обслуживания в течение срока контракта. Необходимо знать, сколько «проживет» техника. А такой статистики практически ни у кого нет. Сейчас об этом задумываются многие производители техники. В Европе давно существуют централизованные базы данных по каждой машине, которые используются при проектировании и конструировании. В России созданием подобных систем на уровне больших производств раньше практически никто не занимался».