В России работа современного транспорта и дорожно-коммунальной техники, как и многие другие сферы, не обходятся без цифровизации и внедрения умных технологий.
В России работа современного транспорта и дорожно-коммунальной техники, как и многие другие сферы, не обходятся без цифровизации и внедрения умных технологий. Искусственный интеллект вовлечен на различных уровнях: от диагностики машин до управленческих решений в масштабах региона.
Масштабные проекты иногда стартуют с поиска решения узких отраслевых задач. Так, российский производитель дорожно-коммунальной спецтехники «Меркатор Холдинг» начал с онлайн-мониторинга состояния машин во время проведения работ. Накопление цифр с массива датчиков, размещённых на технике, позволило создать цифровой двойник машины и создать платформу более широкого применения. Так появился «Монитор города». В эту платформу заложено создание цифровых двойников спецтехники, учет рабочих регламентов, соотнесение материально-технической базы города с поставленными задач, синхронизация с порталами обратной связи граждан и высокоточными данными метеопрогноза. Программа отображает в режиме реального времени данные по объектам на интерактивной карте и позволяет принимать оперативные решения, основанные на объективных данных, отмечает проблемные локации.
Соотнесение данных о работе машины с оцифрованным регламентом показывает разницу между идеальным и реальным уровнем исполнения задачи. Это позволяет скорректировать регламент либо внести поправки в задание для спецтехники, и, таким образом, оптимизировать работу по содержанию городской инфраструктуры.
Онлайн-мониторинг работы спецтехники, контроль состояния механизмов, цифровой регламент работ сократили расходы на содержание дорожно-коммунальной инфраструктуры и повысили качество уборки. Кроме того, по мере накопления данных в ходе эксплуатации платформы «Монитор города» появилась возможность совершать важные экстраполяции. Так, появилась система учёта карбонового следа, позволяющая прогнозировать снижение нагрузки на экосистему при переходе на электротехнику и на альтернативные виды топлива, а также экономический эффект такого перехода. Моделирование технологических процессов способствует лучшей организации дорожных служб, оптимальному размещению баз, ремонтных подразделений, снегоплавильных пунктов и т. п.
Накопление массивов данных о сроках службы, о «живучести» отдельных деталей и спецтехники в целом открывает возможности для предиктивной диагностики, и, соответственно, сделать точный прогноз о стоимости сервиса. Что, в свою очередь, гарантирует адекватный контракт жизненного цикла (КЖЦ). Не имея подобного прогноза, сервисный исполнитель вынужден закладывать в КЖЦ максимум возможных работ, что делает соглашение невыгодным для потребителя, либо на свой страх и риск занижать сумму, рискуя получить убыток в том случае, если объём сервисных работ окажется выше запланированного. Прогноз на основе большим массивов данных позволяет создать экономически обоснованный КЖЦ.
Другим направлением цифровизации стала телематическая медицина. Система носимых датчиков и программное обеспечение составляют платформу «Монитор здоровья». На основании комплекса объективных параметров, которые считывают размещённые на теле компактные датчики, платформа отслеживает состояние здоровья и моментально «рапортует» об опасных отклонениях.
«Эта система жизненно необходима работникам дорожно-коммунальной сферы. Им иногда приходится работать ненормированно, в экстремальных условиях; по уровню стрессовой нагрузки их работа сопоставима с работой пожарных», — напоминает Президент ООО «Меркатор Холдинг» Александр Белогорцев.
Система контроля здоровья непрерывно совершенствуется. Разработчики изменили интерфейс программы, упростив настройку под конкретного пользователя. Добавлен графический блок, позволяющий в едином окне увидеть всю картину по различным заболеваниям пациента. Платформа прошла тестовые испытания в ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги», внедрена и ФМБА России в городе Обнинске, тестируется в 67 горбольнице в Москве.
Перспективы развития беспилотной спецтехники Александр Белогорцев оценивает с оптимизмом. На текущий момент адекватная технологическая ниша» беспилотников — обслуживание тротуарной зоны и садово-парковой инфраструктуры. Для выезда на трассу потребуется разработка значительно более сложного регламента. На дороге ИИ придётся взаимодействовать с водителями, которые соблюдают ПДД далеко не всегда.
Однако, если беспилотная техника — вопрос ближайшего, но будущего, то экономические санкции стали проблемой настоящего времени. В стране остались некоторые детали и образцы техники, которые не имели российских аналогов: до недавнего времени их проще было приобрести у зарубежных производителей. Сейчас логистические цепочки не прервались, но стали более извилистыми: поставки требуют больше времени и денег. В этих условиях оценка состояния техники и своевременное проведение ТО является вопросом успешной работы ЖКХ регионов. Это обеспечивается функциями контроля жизненного цикла (КЖЦ) транспортного средства — важной составной частью телематической платформы, которую создаёт «Меркатор Холдинг».