Чудотворная икона «Господь Вседержитель» («Спас Москворецкий»), почти век считавшаяся утерянной, водворилась - в Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (известный большинству под народным прозвищем «Собор Василия Блаженного»).
Чудотворная икона «Господь Вседержитель» («Спас Москворецкий»), почти век считавшаяся утерянной, водворилась - в Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (известный большинству под народным прозвищем «Собор Василия Блаженного»). Это произошло благодаря руководителю холдинга Станиславу Юрьевичу Николаеву. Ему посчастливилось приобрести икону в 2018 году на антикварном аукционе. Акт торжественной передачи святыни состоялся 14 октября.
От Соловков до Первопрестольной
История «Спаса Москворецкого», по мнению искусствоведов, началась во второй четверти XVII века. Создатель иконы - северный иконописец. Имя его, к сожалению, до нас не дошло: в отличие от своих современников, светских художников Запада, русские мастера иконописи не подписывали свои творения.
Изначально икона находилась в часовне возле Москворецкого моста, часовня же, в свою очередь, принадлежала Зосимо-Савватиевской Марчуговской пустыни (она располагается на юго-запад от Москвы, в южном течении Москвы-реки). Ее основатель - духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, протопоп Благовещенского собора Кремля. Он известен также пожертвованиями в Соловецкий монастырь, за что благодарные иноки прислали ему подарок - монументальную икону.
XX век: время потерь
Первые десятилетия советской власти ознаменовались беспрецедентными гонениями на Церковь. Убитые священники, монахи и миряне, стертые с лица земли храмы, уничтоженные книги и иконы... Образу «Спаса Москворецкого» повезло: хотя часовня у Москворецкого моста и была закрыта, икону перенесли в Собор Василия Блаженного, который еще в 1918 году был взят под государственную охрану как памятник архитектуры. Известно, что образ оставался там по меньшей мере до 1927 года: этим временем датируется дневниковая запись главного хранителя Государственного исторического музея, отметившего, что икона находилась в реставрационной мастерской.
Это последнее в прошлом столетии упоминание старинного образа. Вскоре «Спас Москворецкий» пропал при невыясненных обстоятельствах.
Впрочем, в те времена исчезновения памятника отжившего - как представлялось новым властям - религиозного культа мало кого взволновало. Исчезали люди, целые семьи - и ничего.
А в 1966 году разобрали и часовню, в которой хранилась почитаемая икона - расчищали площадку под строительство гостиницы «Россия». Которая тоже, в свою очередь, простояла недолго.
Казалось, исчезла не только сама икона, но и память о ней.
Новообретенный образ
В 2018 году старинный образ приобрел Станислав Юрьевич Николаев - ценитель древностей и председатель совета директоров ООО «Меркатор Холдинг». По его словам, образ был покрыт потемневшей олифой и позднейшими записями. Потребовалось привлечь мастеров-реставраторов, которые очистили икону от трудов «культурных варваров» и открыли образ, рожденный иконописцем «бунташного века».
Подлинность иконы удостоверили эксперты, исследовавшие буквально каждый квадратный сантиметр рисунка. Так, на полях иконы начертан тропарь 2 гласа, входящего в службу Нерукотворному образу Спасителя 16 августа (старого стиля), в «дораскольной» редакции. А надпись на иконе соответствует печатному изданию 1646 года - опять-таки предшествующему никоновской реформе.
О подлинности реликвии свидетельствуют и такие детали, как следы гвоздиков, которыми закреплялась риза, или ожоги ниже лика Спасителя - следы свечек, которые не в меру усердные почитатели ставили поближе к образу. Площадь иконы абсолютно соответствует данным обмеров 1921 года: 150х125 см.
Образ размещен южной части подклета Покровского собора - максимально приближено к месту, где когда-то стояла Москворецкая часовня. Сейчас новообретенный образ доступен всем - и верующим, и невоцерковленным ценителям древнего искусства. Ведь, как утверждает Станислав Николаев, «чудотворная икона не может быть в частной коллекции». «Чудотворная икона не может дарить чудеса одному человеку или одной семье. Она должна дарить чудеса всем страждущим», - заявляет даритель.